Перейти к основному содержанию

Подведены итоги первого года реформирования науки

среда, 5 Ноября, 2014 - 01:18

Представители научного сообщества, законодательных и исполнительных органов власти подвели итоги первого года действия Федерального закона "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (№ 253-ФЗ). Итоги были подведены в ходе круглого стола, прошедшего в Совете Федерации накануне длинных выходных. Комитет по науке, образованию и культуре Совета Федерации, по словам его первого заместителя Виктора Косоурова, ведёт мониторинг практики применения этого закона, т.е. разработки и внесения в правительство проектов нормативных актов. Неурегулированные вопросы, касающиеся, прежде всего обеспечения реализации функций Российской академии наук, выносятся на межведомственную рабочую группу, в которую входят сенаторы, депутаты Государственной Думы, представители академического сообщества, Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства научных организаций.

Позицию Российской академии наук изложил президент РАН Владимир Фортов. Первый, годичный, этап реформы - объединения трёх государственных академий, становления ФАНО, передачи в его ведение имущества и собственности академических институтов - был, по его словам, "чётко детерминированным" и прошёл под девизом: "Надо сделать так, чтобы учёные не почувствовали перемен". У второго этапа, в ходе которого должно выкристаллизоваться "понимание, где есть компетенция Российской академии наук и компетенция ФАНО", по мнению президента РАН, "нет чётких сроков и задач".

"Реформу ради реформы мы делать не должны. Мы должны добиваться реальных сдвигов в обеспечении научной работы", - сказал Владимир Фортов. Сделать это, по его мнению, нелегко, поскольку проводимые преобразования упираются "в процент внутреннего валового продукта, который страна выделяет на науку".

В 2013 году доля внутренних затрат на исследования и разработки составляла 1,14% ВВП. В Указе Президента России № 599 от 7 мая 2012 года поставлена задача довести этот показатель до 1,77% к 2015 году. Выполнить эту задачу можно, лишь структурно изменив сам сектор исследований и разработок, обеспечив возможность увеличения внебюджетной части его финансирования в 3-3,5 раза, считает заместитель Министра образования и науки РФ Людмила Огородова.

Результатом реализации закона № 253-ФЗ стало, по её словам, расширение функций Российской академии наук, которая "получила доступ к экспертизе, координации и формулировке предложений по приоритетам развития всего сектора фундаментальных и поисковых исследований". Для выполнения этих функций, в том числе экспертизы научных и научно-технических результатов, Минобрнауки России предоставляет РАН полный доступ к федеральной базе НИОКТР и РИД гражданского назначения, а Роспатент - к реестру результатов военного, двойного и специального назначения (соответствующее Постановление Правительства готовится к утверждению).

С созданием Российского научного фонда увеличено бюджетное финансирование науки. Фонды наряду с РАН принимают участие в формировании предложений по приоритетным направлениям развития науки и их реализации. "Таким образом, и Программа фундаментальных исследований Российской академии наук становится инструментом реформирования фундаментальной науки", - уточнила Людмила Огородова. Она сделала акцент на том, что реформа РАН проходит в рамках реформы всей российской науки - впервые разрабатываются и запускаются инструменты и механизмы, которые позволят сформировать национальную научно-технологическую систему.

Одним из таких инструментов стала межведомственная система мониторинга и оценки результативности научных организаций. С её помощью можно в онлайн-режиме оценивать число исследователей, совокупный доход, участие в подготовке кадров, внебюджетные доходы, количество публикаций и РИД. Пока, свои данные в электронную базу ввели 1300 научных организаций разного ведомственного подчинения - немногим более половины от их общего числа; до конца года картина будет более полной. Однако уже сейчас заметно, что эффективность работы подведомственных организаций различных министерств и агентств существенно отличается.

Активность научных организаций, ранее подведомственных РАН, РАСХН, РАМН за минувший с принятия закона № 253-ФЗ год, по информации замминистра, выросла, при этом "негативный тренд" снижения активности, наблюдавшийся с 2011 года преодолён. Аналогичная картина и по первому конкурсу Российского научного фонда, большинство победителей которого - научные организации ФАНО. При увеличении абсолютного числа публикаций российских учёных темпы их роста в 7,4% пока недостаточны для доведения доли России в мировом потоке публикаций (журналах, индексируемых в базе данных WEB of Science) до 2,44% к 2015 году. Число учтённых результатов интеллектуальной деятельности в допатеных формах всего за год, с 2012-го по 2013-й, выросло двое.

Некоторыми цифрами поделился и руководитель Федерального агентства научных организаций Михаил Котюков. Всего в ведении ФАНО 1010 организаций с численностью работников 141394 человек, в том числе:

732 научные организации (20% от их общего числа в России), в которых работает 48818 научных сотрудников (50% от общей численности). 32,5% из них - молодые учёные.

Средний возраст исследователей составляет 50 лет. За 2010-2014годы учёными РАН/ФАНО опубликовано 156782 статей (60% публикационного потока России), которые процитированы 262981 раз.

Материально-техническую базу научных организаций ФАНО характеризует, например, то, что 42% приборов и оборудования старше 5 лет, 10,3% - старше 20 лет.

В распоряжении ФАНО - 15% расходов федерального бюджета, идущих на финансирование всей научной деятельности. "Общий объём средств, уже сегодня переданный в институты, превышает 101 миллиард рублей", - сообщил руководитель агентства, уточнив, что бюджет ФАНО при его утверждении составлял чуть более 91 миллиарда рублей, а сейчас он уже превысил 108 миллиардов. В проект федерального бюджета на 2015-2017 годы заложено увеличение объёма финансирования на 18 миллиардов рублей, из которых почти 15 миллиардов пойдут на проведение прикладных научных исследований.

"За прошедший год была в значительной степени сформирована правовая основа деятельности Федерального агентства научных организаций как органа исполнительной власти", - доложил Михаил Котюков. Сейчас завершается работа по утверждению уставов подведомственных организаций в новой редакции, равно как и по оформлению трудовых договоров, которые ранее имели не все директора научных институтов. Также начинается аттестация и выборы руководителей подведомственных ФАНО организаций.

Результаты конкурса по распределению контрольных цифр приёма в аспирантуру научных институтов отличаются положительной динамикой: 2078 на 2015 год против 1677 в 2014 году. В настоящее время обсуждается возможность участия в конкурсах по магистерским программам.

Один из вопросов, остающийся не до конца урегулированным, связан с нормативно-правым обеспечением деятельности региональных отделений РАН. "Региональные отделения создавались в своё время для того, чтобы координировать работу многих институтов, многих научных центров. Это не совокупность институтов, это нечто большее - это штаб науки. Можно сказать, и во многих случаях очаг культуры", - отметил вице-президент РАН, председатель Президиума Уральского отделения РАН Валерий Чарушин. По его мнению, хотя региональные отделения РАН и упоминаются в законе, "они фактически выпали из него - научные центры попали в ведение ФАНО, а региональные отделения остаются в РАН". Отсюда возникают сложности с финансированием завершения строительства жилья для молодых научных сотрудников и передачей им квартир, а также с выполнением международных и внутрироссийских соглашений отделений РАН, утверждает Валерий Чарушин. 

Участники круглого стола предложили внести в 253-ФЗ ряд изменений:

  • разграничить полномочия ФАНО и РАН в научном руководстве организациями,
  • уточнить статус и полномочия региональных отделений РАН,
  • уточнить Программу фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013-2020 годы), изменив, в первую очередь, модель взаимоотношений участников программы,
  • корректировать Государственную программу Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы (она "аккумулирует" порядка четверти всех бюджетных расходов на науку), в связи с актуализацией приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, изменением модели финансового обеспечения научной и научно-технической деятельности.

Источник: портал www.i-Mash.ru. Машиностроение: новости, статьи, каталог машиностроительных заводов

Раздел: 
Раздел: 
Страны: 
Россия

Последние новости